РОСТОВСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ - Успенский собор г. Ростов
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Ярославская Епархия Русской Православной Церкви

РОСТОВСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ

По благословению Митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона

Успенский собор г. Ростов

 

 

Ростов самый ранний центр Православия на территории современной России: в 991 году святителем Феодором († 1023, в числе священнослужителей-греков посланный Константинопольским патриархом крестить Русь) здесь был построен Успенский собор.

Год возведения Успенского собора 991 г., самого древнего храма в России, считается годом основания епископской кафедры в Ростове, первой кафедры в СевероВосточной Руси, Под управлением Ростовской епископской кафедры находилась духовная жизнь огромной территории. Ростовская епископская кафедра в дальнейшем стала матерью многих епархий Русской Православной Церкви. Постепенно от Ростовской епархии стали отделяться другие епархии: Муромская, Тверская, Калужская, Костромская, Вологодская и др. Владимирская кафедра отделилась от Ростовской в 1215 году.

И даже когда в 1788 году епископская кафедра из Ростова была переведена в Ярославль, Ростов в память о своем историческом прошлом остался кафедральным городом с кафедральным Успенским собором, и имя его сохранилось в названии Ярославской и Ростовской епархии.

Ныне существующее здание собора, построенное в 1508–1515 годах, — четвертое по счету на этом месте, и каждое из этих зданий имело свою историю, в которой отразились деяния святых подвижников Древней Руси и ее великих исторических деятелей.

В древние века Ростов со своими храмами и монастырями для русских людей был центром Православия. Величайшей святыней собора являются мощи святителя Леонтия Ростовского. Святитель Леонтий († ок. 1073), один из первых святителей, канонизированных на Руси. Самый древний список жития святого, существовавший уже в конце XII века, сообщает, что будущий святитель родился и вырос в Константинополе, там же принял постриг и «за премногую его добродетель епископом поставлен бысть Ростову».

Великий князь Андрей Боголюбский, всю жизнь боровшийся за государственное и духовное возвышение Северо-Восточной Руси, узнав об обретении мощей святителя Леонтия, произнес: Хвалит бо римьская земля Петра и Павла, гречьская земля Константина царя, киевская земля Володимира князя, ростовская ж земля вся тебе великыи святитетелю Леонтие ублажает. До наших дней дошли части белокаменной гробницы, присланной великим князем Андреем Боголюбским. Сохранилось Житие свт. Леонтия, составленное в XV веке, где сообщается о многих чудесах от гроба свт. Леонтия, происшедших в начале пятнадцатого столетия: за один месяц произошло «сорок чудоносных исцелений».

Кафедру в Ростове стали называть «кафедрою Леонтия чудотворца», а при избрании новых епископов Ростову говорили, что они «поставлены молитвами святого чудотворца Леонтия». Чудотворные мощи свт. Леонтия еще с древности притягивали к себе паломников со всей Руси. У его раки молились  великие князья и цари, именитые люди России. На молитвенную память они делали богатые вклады для украшения раки. Об особом почитании мощей свт. Леонтия, говорит тот факт, что в начале XVII века его рака была выполнена из золота.

Мощи свт. Леонтия почивали открыто с XII века до начала XVII века. После разорения собора во время смуты в октябре 1608 года мощи святителя Леонтия почивают под спудом в Леонтьевском приделе, расположенном справа от алтаря. Леонтьевский придел был основан еще во втором здании Успенского собора, созданном по повелению Андрея Боголюбского в 1162 году Пол этого придела находится на уровне пола собора XIII века. Уровень пола собора XII века находится ниже существующего пола на 90 см.

В соборе почивали мощи ростовских святителей Исаии, Игнатия, Феодора. Святитель Феодор, был поставлен в архиепископы Ростовские в Константинополе. Племянник и воспитанник прп. Сергия Радонежского, он был духовником великого князя Димитрия Донского, и многих известных московских бояр. Святитель Феодор является известным книжником, дипломатом, иконописцем эпохи прп. Андрея Рублева. Мощи его почивают под спудом в соборе.  

В соборе почивают мощи святого благоверного князя Василько, погибшего в битве с монголо-татарами на реке Сить в 1238 году.

Успенский собор Ростова в течение многих веков был центром духовной и культурной жизни Северо-Восточной Руси. При соборе создавались летописные своды, были иконописные мастерские, богатая библиотека. В XV веке служба в кафедральном Успенском соборе сопровождалась пением, как на церковно-славянском, так и на греческом языках.

Статус ростовских архиереев был всегда очень высок. Ростовские владыки, как иерархи одной из древних и крупнейших епархий, участвовали во всех важных событиях духовной и политической жизни Руси. Большинство ростовских епископов были духовниками великих князей и членов их семей. Значительную часть времени ростовские архиереи проводили в Москве, где с незапамятных времен на берегу реки Москвы в Доргомиловской слободе имели свое подворье с белокаменным Благовещенским храмом.

В 1606 году на ростовскую кафедру поставлен митрополит Филарет (Романов), с именем которого связано воспоминание о подвиге, совершенном в стенах Успенского собора в октябре 1608 года, когда во время смуты на Ростов напали поляки и литовцы под предводительством Яна Сапеги. Часть населения Ростова в страхе бежала из города, а многие вместе с архипастырем заперлись в Успенском соборе, где владыка Филарет отслужил Божественную Литургию, причастил всех предстоящих, сам готовился яко агнец на заклание, воодушевляя собравшихся в храме  мужественно встретить врага. Двери собора были взломаны и осаждавшие «начаша сечи людей, и изсекоша множество неповинного народа». Митрополит Филарет был схвачен, святительские одежды с него сорваны, и в рубище он был отправлен в стан Тушинского вора. Собор подвергся полному разграблению. Марина Мнишек в своем дневнике писала о взятии Ростова и разграблении Успенского собора: «...захватили живыми митрополита и воеводу, поубивали там же в церкви попов и чернь, взяли в плен многих женщин, разграбили церковную сокровищницу, золото, серебро, жемчуг и иные драгоценности. Между прочим, был там один предмет, отлитый из чистого золота, называемый ракой чудотворца, весивший семь с половиной пудов. Они взяли также серебряный гроб и все золотые и серебряные украшения, бывшие на иконах».

В апреле 1613 года проездом из Костромы в Москву был в Ростове  избранный на царство первый царь династии Романовых Михаил  Феодорович, сын митрополита Филарета. Он был встречен ростовцами в Успенском соборе, где царя благословили иконой Божией Матери с Младенцем с предстоящими ростовскими святителями Леонтием, Исайей и Игнатием. Михаил Феодорович усердно молился перед святынями собора, проливая слезы при виде следов его разрушения. Ростовскому митрополиту Кириллу царь подтвердил владение вотчинами церковными, что дало возможность ростовским архипастырям  восстановить собор. В 1619 году царь Михаил Федорович, совершая паломническую поездку по святым местам, вновь посетил Ростов. Позднее он неоднократно делал богатые вклады в Успенский собор.

С переводом архиерейской кафедры из Ростова в Ярославль в 1778 году, многое из ризницы соборной «со всеми археологическими драгоценностями было увезено в Спасо-Преображенский монастырь, новую резиденцию Ростовских и Ярославских владык. С переводом Архиерейской кафедры Успенский собор остался кафедральным. В течение многих веков Ростов Великий, «колыбель русской святости» притягивал к себе паломников.

В 1702-1709 годы в стенах Успенского собора святитель Димитрий Ростовский произносил свои проповеди. Священномученик Арсений (Мацеевич) установил крестных ход в Ярославль с чудотворной Владимирской-Ростовской иконой Пресвятой Богородицы, что совершалось вплоть до 1917 года.

Успенский собор с молитвенным усердием посещали члены Российского Императорского Дома Романовых. 19 июля 1894 года Божественную литургию служил в соборе протоиерей Иоанн Кронштадтский. Любил здесь служить и святитель Тихон, будущий Патриарх Всероссийский. В 1913 году, в год 300-летия царствования династии Романовых, государь император Николай II и августейшие дети посетили Успенский собор.

В сегодняшнем соборе сохранилась частично настенная роспись  второй половины XVII века, которая по распоряжению архиепископа Самуила в 1777–1779 годы была записана масляными красками московским живописцем И.Д. Лигоцким

Главным украшением интерьера собора является резной золоченый иконостас, выполненный в 1731–1740 годы при архиепископе Иоакиме (1731–1741). Слева и справа перед иконостасом находятся раки святителей Игнатия (слева) и Исаии (справа). Иконостасы над гробницами святителей оформлены в 1731–1740 годы в едином ансамбле с храмовым иконостасом. В течение многих веков мощи святителей Игнатия и Исаии почивали в Успенском соборе открыто. Раки святителей сегодня лишь напоминают о почитании ростовских святителей Исаии и Игнатия, мощей здесь нет. Частицы мощей Игнатия и Исаии находятся в мощевике, расположенном в церкви в честь Входа Господня в Иерусалим в Соборной звоннице. В годы правления архиепископа Иоакима были выполнены и околостолпные иконостасы к четырем столпам собора. Резьба их с небольшими утратами сохранилась, живопись на иконах почти полностью утрачена.

В XX веке последние службы совершались в 1935-1936 годах. Более 50-ти лет Успенский собор Ростова Великого был закрыт. В октябре 1990 года Успенский собор по инициативе работников Ростовского музея был возвращен Церкви. 13 мая 1993 года Успенский собор посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. 23 августа 1997 года Божественную Литургию в соборе служил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Патриарх подарил Успенскому собору комплект богослужебных сосудов. 


Назад к списку